Какая мышь лучше - лазерная или оптическая? Развенчанные мифы об игровых мышах


Разобраться в современных мышках подчас бывает очень непросто. На одной десяток кнопок, на другой два джойстика, да еще и рычажок какой-то тут слева... Упс, сломался. Извините, а это гарантийный случай? А в голове после всего этого лишь одна мысль: «Да мне нужна просто хорошая мышь! С нормальной и простой формой, а также человеческой эргономикой. И точным сенсором! Ну, правда, хочется, чтобы в руке сидела хорошо, да и внешне смотрелась привлекательно... Ну и программное обеспечение очень желательно, а то как же без него настроить мышь?» Все это очень знакомо.


Всего и сразу не бывает, однако можно подобрать мышь, которая при наличии определенных целей удовлетворит большинство ваших потребностей. В чем-то игровые мыши схожи между собой – хорошее качество сборки и материалов; грамотная техническая база, продуманная эргономика и так далее. Однако именитые производители имеют в своем арсенале много достойных моделей, и стоят все эти мышки немалых денег. Поэтому в статье я расскажу про все основные аспекты, на которые следует обратить внимание при выборе игровой мыши.

Форма


Форма – первое, на что следует обращать внимание. Чем удобнее держать мышь, тем приятнее играть и работать за компьютером. Если мышь удобно лежит в руке, то все остальное не очень важно. И тут уже не будут решать ни сенсор, ни материалы, ни качество сборки. Форма мыши – субъективный фактор, поэтому невозможно выбрать мышь, основываясь только на технических характеристиках и сухих данных. Равно как и на чужом мнении. Идеальной формы попросту не существует – для каждого она своя. И следуя своим предпочтениям можно выбрать подобрать ту мышь, которая будет ближе всего к заветному идеалу.


По типу формы мыши делятся на два основных типа – эргономичные и симметричные (также они называются «Ambidextrous»). Первые мыши также можно назвать ассиметричными, поскольку они выполнены с учетом особенностей только одной руки (правой или левой). Вторые же имеют одинаковое исполнение как с левой, так и с правой стороны, поэтому они могут использоваться как правшами, так и левшами.


По размерам мыши можно разделить на большие, средние и маленькие. Маленькие мыши довольно компактны, и они удобнее при работе с ноутбуком, нежели в играх. Оптимальным выбором будет мышь среднего или большого размера, ведь их удобнее держать всей рукой. И тут все зависит от вашего хвата. Если любите класть ладонь на мышь целиком – мышь больших размеров будет предпочтительнее; если же любите цепкую хватку пальцами, то мышь средних размеров вполне подойдет под ваш хват.

Сенсор


Сенсор – вторая после формы составляющая, на которую следует обращать самое пристальное внимание. Есть в игровом сегменте один стереотип разрешение сенсора: чем больше dpi – тем лучше. Это не так. Важнее сам тип и модель сенсора, а также его технические характеристики, ведь от него зависит качество считывания, именуемое трекингом. Чем лучше трекинг, то есть чем лучше мышь считывает поверхность, тем точнее будет отслеживание любых перемещений. На языке шутеров: тем точнее вы будете раздавать хедшоты и совершать резкие рывки и любые развороты.

Разрешение сенсора всегда обозначается в dpi, хотя можно встретить другие наименования (dpi, cpi, ppi). Все это одно и то же, просто называется по-разному, и означает разрешение сенсора – количество точек на дюйм. Качество работы сенсора напрямую связано с его техническими характеристиками. Чем выше эти характеристики, тем точнее работает сенсор. И не стоит забывать простое и полезное правило: хорошему сенсору – хороший ковер.

Сенсоры делятся на три типа:
оптические светодиодные
оптические лазерные
лазерные сенсоры (работающие по технологии допплеровского сдвига, иногда они также именуются «настоящим лазером»)

Основными параметрами любого сенсора являются:
скорость (ips)
ускорение (g)
количество кадров в секунду (fps)


Какому сенсору отдать предпочтение и почему?

Оптический светодиодный (их называют просто оптическими). Самый популярный тип сенсора, устанавливаемый в мышки. Он отличается универсальностью и беспроблемностью – срабатываются с большинством ковров, а также у них наблюдается меньше всего проблем при считывании. Топовые модели оптических сенсоров наилучшим образом показывают себя в игровом плане – они обладают великолепным трекингом, низкой дистанцией отрыва от поверхности, при этом у них отсутствуют различные недостатки вроде акселерации, угловой привязки и некоторых других недугов, присущие бюджетным моделям или другим типам сенсоров. Отличный универсальный вариант для шутеров и повседневной работы за компьютером, в том числе и при работе с графикой.

Оптический лазерный (они именуются просто лазерными). Менее популярный тип сенсоров, который отличается работой практически на любой поверхности, а также сниженным энергопотреблением. В отличие от оптики, лазерные сенсоры имеют некоторые недостатки вроде неустраняемой акселерации, что приводит к незначительным потерям в трекинге, и потому это может быть критичным в играх, где требуется максимальная точность сенсора. За счет всеядности и низкого энергопотребления эти сенсоры ставят в беспроводные мыши, но в целом они проигрывают хорошей оптике. Для лазерного сенсора предпочительны жесткие типы поверхностей (пластиковые ковры).

Лазерный (Doppler Shift, именуется иногда как «настоящий лазер»). Этот тип сенсора встречается реже, поэтому иногда его путают с оптическим лазерным сенсором. Технически это самые совершенные сенсоры на рынке, однако они требовательны к прошивке, и потому не каждая компания берется устанавливать их в свои мышки. К тому же у них есть несколько недостатков, из-за которых они имеют «капризное» поведение и гораздо более требовательны к поверхности, чем вышеприведенные варианты. В данный момент это не позволяет им стать массовым продуктом на рынке, хотя потенциал этих сенсоров невероятно велик.

При выборе мыши важно уделить внимание не только форме, но и модели сенсора, установленного в нее. По этой причине профессиональные игроки и киберспортсмены часто выбирают мышки с лучшим оптическим сенсором, но ставят на нем умеренные значения dpi, которые находятся в диапазоне от 400 до 1600 dpi. В этом диапазоне сенсоры работают самым лучшим образом, у них не наблюдается ошибок или неточностей в считывании, а потенциал сенсора с его техническими параметрами раскрываются на максимум возможного.

Эргономика


Эргономика мыши – субъективный фактор, который индивидуален для каждого человека. Эргономика неразрывно связана с цельным восприятием формы, однако здесь речь пойдет про отдельные детали исполнения мыши. Проще говоря, эргономика – это то, как продуманы те или иные элементы управления, из каких материалов сделана мышь, какая у нее масса, кабель и прочие мелочи, которые делают устройство дружелюбным для пользователя.


Элементы управления. Стандартный набор любой игровой мыши включает в себя как минимум 5 элементов управления: основные, боковые кнопки и колесо. Любителям шутеров и простых устройств этих кнопок будет достаточно, тогда как людям, часто играющим в MMORPG или MOBA, а также работающим в сложных программах, может потребоваться куда бóльшее количество кнопок. Интересной тенденцией в последнее время стало создание мышек, где можно настраивать элементы устройства по своему усмотрению – можно настроить массу, заменить или вовсе убрать боковые кнопки, а также трансформировать ту или иную часть мыши для более удобного хвата.


Материалы. При создании игровых девайсов любой производитель стремится создать мышь из практичных материалов. Преимущества материалов игровых мышек очевидны: приятные тактильные ощущения, практичность и простота в уходе, цепкость в руке, что особенно важно при напряженной игре, а также привлекательный внешний вид. Для этого используются различные виды покрытий: крашеный пластик, софт-тач пластик, обычный матовый пластик, глянцевый пластик, прорезиненное покрытие и резиновые накладки. Эти материалы встречаются чаще всего, и они могут быть как гладкими, так и фактурированными.


Масса и кабель. Маленькая масса позволяет с легкостью контролировать мышь на ковре, что актуально при игре в шутеры. В то же время есть пользователи, которые предпочитают мышь потяжелее, поскольку так она «хорошо ощущается в руке». Это дословная фраза многих людей, которые предпочитают тяжелые мышки. Сюда же можно отнести и кабель. Кабели бывают в оплетке и без нее, тонкими и толстыми, и они частично влияют на игру. Тонкий кабель не ощущается при резких смещениях мыши, а оплетка позволяет сохранить его в сохранности, тогда как толстый провод может помешать игре, лишая части свободы движений, или же попросту утягивая мышь за собой.

Особенности и возможности


Программное обеспечение и встроенная память для хранения настроек. Известные производители подкрепляют свое устройство ПО, с помощью которого можно детально настроить кнопки и некоторые технические параметры мыши (например, поменять чувствительность, откалибровать мышь или настроить частоту опроса порта). ПО пригодится тем, что хочет настроить макросы или переназначить стандартные кнопки мыши на более удобные для себя. А встроенная память позволит сохранить все настройки внутри мыши, чтобы при подключении устройства к другому компьютеру эти настройки можно было вызвать из памяти мыши.


Необычные фишки. Производители часто придумают очень удобные штуки, которые существенно упрощают игровой и рабочий процесс, и у каждого производителя они свои. Так, компания SteelSeries стала оснащать последние модели своих мышей вибромоторами и дисплеями, которые дают существенные преимущества в тех же шутерах, а Logitech отличились созданием инерционного колеса, которое позволяет проматывать множество страниц разом. Другие примеры – возможность смены сенсора, аналоговые элементы управления и даже джойстики, а также модификация мыши с помощью замены боковых кнопок и панелей у мыши.


Техническое оснащение и качество сборки. Часто от установленных компонентов и зависит надежность и долговечность девайса, к тому же они отвечают за тактильные ощущения при нажатии кнопок и прокрутке колеса. Это касается микропереключателей под основными и боковыми кнопками, а также типа используемого энкодера у колеса. Не менее важным является качество сборки у мыши – у игровых мышей этот параметр находится на очень хорошем уровне, поскольку к ним предъявляются повышенные требования. С учетом стоимости такие устройства должны оправдывать возложеные на них ожидания. Тут уже все зависит от компании, и передовые производители периферии имеют довольно жесткий контроль качества.

Внешний вид


Внешний вид – второстепенный параметр, который может сыграть свою роль при выборе игровой мыши. Кому-то нравится агрессивное и навороченное исполнение, а кто-то, как истинный эстет, выбирает лаконичность и аскетизм с минимумом оформительских элементов. Внешний вид зависит от используемых видов пластика, и чаще всего встречаются черные мышки во всевозможных вариантах исполнения. Однако некоторые предпочитают выделяющиеся устройства, поэтому всегда можно найти мышь в какой-нибудь яркой и сочной расцветке. Если хочется собрать набор девайсов в единой цветовой стилистике (например, в белой), то в этом случае черная мышь будет смотреться неуместно.


В последнее время крайне широкие возможности для персонализации дает RGB-подсветка, которой оснащаются многие игровые мыши. Такая подсветка работает во всем цветовом спектре, зачастую проходя через весь корпус устройства, что выглядит очень необычно и запоминающеся, особенно в ночное время. А различные световые эффекты дают почти безграничный простор и свободу для фантазии при обустройстве рабочего места. К тому же многие производители предлагают комплексную систему подсветки для взаимодействия различных устройств между собой.

Беспроводные мыши


Это просто новое слово в жанре! Попытки создать производительные и точные игровые мыши ведутся уже не первый год, но только за последний год удалось достичь по-настоящему впечатляющих результатов. Ранее все беспроводные мыши трудно было назвать игровыми, поскольку у них был целый ряд проблем: бюджетный и непроизводительный сенсор, задержки при передаче данных, большая масса, непродолжительное время работы. К тому же «игровые» варианты стоили огромных денег, никак не соизмеримых с их качеством.

В последнее время на рынке беспроводных игровых девайсов наблюдается повышенная активность. Приход некоторых компаний ознаменовал новую эру беспроводных мышей, поскольку им удалось обуздать лучший оптический сенсор и избавиться от всех недостатков прошлых беспроводных мышей. Теперь такие девайсы имеют умеренную массу, относительно немалое время работы, у них отсутствуют задержки при передаче данных, а стоят они чуть дороже проводных собратьев. Провода, конечно же, никуда не денутся – иначе как заряжать мышь? Однако такие изменения способны в ближайшее время подарить нам светлое будущее беспроводных игровых девайсов.

Заключение


Самое главное, на что следует опираться при выборе мыши – форма и сенсор. Две важнейшие составляющие, от которых зависит все удобство работы с устройстом. Форма идет во главе, а следом за ней – сенсор. Все остальное – на ваш вкус и усмотрение. Чтобы найти свою мышь, опирайтесь на свой прошлый опыт владения различными мышками. Тип формы, хват, размеры – все это влияет на выбор мыши. Прикиньте тип формы, размеры мыши, а также хват, который для вас удобнее всего – все это поможет понять, что вам нравится и не нравится в нынешней мышке. Например, если всегда нравились эргономичные мыши, а от симметрии руку воротит, то есть смысл придерживаться эргономичных мышей. Выбрать мышь чисто по техническим параметрам – длина ладони и прочие – невозможно, поэтому единственный безошибочный совет – пробуйте. Все, что поможет при выборе мыши – ваш личный опыт и ощущения.

Игровых мышек сейчас очень много, поэтому найти удобную форму не так уж и трудно, поэтому всегда желательно иметь представление, чего еще вы хотите от мыши. Материалы, масса, внешний вид, наличие тех или иных элементов управления, а также техническое оснащение и программное обеспечение – все эти факторы также могут сильно повлиять на дальнейший выбор устройства. Чем больше конкретных требований, тем меньше вариантов при выборе, но тем больше вероятность найти именно ту мышь, которая идеально подойдет вам. С учетом последних тенденций, вполне возможно, предпочтение перепадет на беспроводные мыши.

И потому здесь будет полезным упомянуть про цену. Ценообразование игровых устройств не всегда бывает логичным – затраты на устройство, маркетинг, ПО и прочие особенности всегда входят в конечную стоимость девайса. Так что совет тут простой – выбирать то, что больше нравится. Ведь один раз правильно выбранное устройство, пусть и дорогое, подарит вам удовольствие от использования на долгие годы вперед.

Существует множество типов и вариантов исполнения ковриков для мышек. Они могут иметь рабочую поверхностью из ткани, мягкого или твердого пластика, металла. Первый вариант самый дешевый и, как ни странно, один из самых лучших. Для мягкого пластика, да и для жесткого тоже, существуют варианты исполнения под оптические и лазерные мышки.

Для тестов использовались обычные коврики Nova MicrOptic+ и Defender Ergo opti-laser. Внешний вид у них примерно одинаковый:

По заверениям обоих производителей эти коврики оптимизированы для работы с лазерными мышками. Проверим.

Для начала снимки поверхности с увеличением:

Кое-какие отличия есть, но не особенно заметные. У коврика Nova зерна меньше и не так явно выражены. Значит он хуже?

Теперь посмотрим на коврики глазами оптического датчика:

Согласитесь, что отличие есть и весьма кардинальные. На коврике Nova отчетливо видна высококонтрастная структура, а вот Defender дал какое-то "мыло". Скорее всего, это связано с размерами "гранул". У лазерных датчиков, в отличие от оптических, видимый размер окна уменьшен. Похоже, на коврике Defender размер гранул больше окна и датчик захватывает только их часть, постоянно переключаясь между монотонно светлыми и темными участками. Для сравнения, приведу фотографии поверхности пластика .

Правый рисунок получен из левого повышением контрастности. Мышка эту поверхность видит так:

На такой поверхности "офисные" оптические мышки совсем не работают, а вот лазерные как-то умудряются работать и весьма успешно.

Высота отрыва

Что Вы делаете, когда мышка доходит до края коврика? Вы поднимаете мышку и переставляете на новое место, в центр коврика. Оптический датчик обладает высокой чувствительностью и при подъеме пытается сохранить нормальное функционирование, постоянно подстраивая параметры аппаратуры. Как следствие, при подъеме мышки над поверхностью снижается скорость. Точнее, скорость то не снижается, а довольно резко падает качество и достоверность определения движения. Теоретически, при снижении качества поверхности ниже разумного, оптический датчик должен перестать выдавать движение. То есть, при некотором подъеме мышки он должен бы не замечать, что мышь подняли, а если ее еще хоть чуть поднять, то просто перестать передавать движение. Это в идеале, но в реальных мышках при ухудшении поверхности происходит деградация качества движения, передаваемого мышью. Причем, этот вредный эффект зависит от скорости перемещения, из-за чего к такой мышке труднее привыкнуть.

Высота отрыва светодиодных мышек 1.5-2 мм, для лазерных версий цифра больше и составляет уже 2.5-4 мм. Это все цифры, а в реальности такой мышкой неудобно пользоваться даже для офисных приложений, очень уж высоко приходится поднимать ее над ковриком. По моим личным впечатлениям, высота срыва в 1.5-2 мм довольно комфортна. А что же делать с лазерными мышками и их высотой срыва 4 мм?

Давайте возьмем одну за хвост и посмотрим на внутренности. Сейчас распространены мышки на датчике Avago(ссылка на http://www.avagotech.com) ADNS-6010

Чтоб особо не умничать, взял картинку из документации.

Пояснения:

  • Sensor - микросхема ADNS-6010, которая и является датчиком, считывающем движение
  • Sensor PCB - печатная плата мышки
  • VCSEL - лазерный излучатель. Просто небольшой полупроводниковый лазер с посредственным углом расхода луча.
  • VCSEL PCB - небольшая печатная платка, на которой смонтирован лазер.
  • VCSEL Clip - пластиковая защелка, фиксирует лазер в оптической системе. На картинке светло желтого цвета.
  • Lens - оптическая система из прозрачного пластика, блекло-желтого цвета.
  • Surface - поверхность, по которой движется мышь.
  • На этом рисунке указана цифра 2.4 мм - это оптимальное расстояние от дна оптической системы до поверхности. Один момент - дно мышки имеет какую-то толщину, поэтому расстояние от поверхности до дна мышки будет меньше на толщину этого дна.

    А от чего же зависит высота отрыва и почему на оптических мышках эта высота меньше? Посмотрим другую картинку:

    Позволил себе проявить самодеятельность раскрасить некоторые важные элементы конструкции.

    Желтым цветом выделены линзы оптической системы, серым - световой поток лазера. Зеленый - зона видимости оптического датчика. Зона "видимости" датчика определяется только его фокусом и способностью работать с расфокусированным изображением. Чем выше скорость перемещения картинки, тем должна-бы быть хуже устойчивость для несфокучированных объектов. Если посмотреть данные тестирования, то так и выходит. Высота срыва в 4 мм не функциональна, я попробовал уменьшить эту величину несколько изменив принцип работы - потеря изображения датчиком может быть получена не за счет ухудшения фокусировки, а из-за ухода светового пятна из зоны видимости датчика. Примерно так работают светодиодные мышки. Для этого я увеличил угол луча подсветки с 21 градусов до, примерно, 50 градусов от вертикали.

    При подъеме мышки пятно подсветки (серый луч) выходит из видимого окна датчика (зеленая зона).

    Методика доработки не особо трудна - надо распилить оптический блок по вертикальной черте и не задеть линзы. В крайнем случае, можно чуть-чуть повредить линзу подсветки, она не столь важна. Скрепить две составные части можно термоплавким клеем, на рисунке отмечено коричневым.

    Он обладает достаточной жесткостью и прочностью соединения, при этом позволяя осуществлять многократную коррекцию положения склеенных частей оптики. При наклоне подсветки часть его конструкции выйдет за габариты блока оптики и его придется немного подпилить, на рисунке отмечено голубым цветом.

    К сожалению, блок подсветки надо не только наклонить, но и сдвинуть вниз, из-за чего линза подсветки окажется ниже уровня оптики. Это плохо, в дне мышки придется выплавлять небольшую вмятину под выступ. Впрочем, это не сложно и не мешает, ведь линза выходит за габариты совсем чуть-чуть. Лазерный модуль закреплялся на оптике с помощью защелки VCSEL Clip. Сейчас ее придется убрать и закрепить каплей клея или герметика. Хотя, он и так там неплохо держится. У такого построения есть одна особенность - луч подсветки падает на поверхность с другим углом, чем угол зрения датчика. В результате, между плоскостью поверхности и плоскостью отражения образуется угол около 15 градусов.

    Черный - луч на не доработанной оптической системе, зеленый - после доработки. Поверхность для доработанного случая условно поднята, чтобы она не сливалась с нормальным режимом. Датчик смотрит как бы сбоку на поверхность и четче видит все неровности на ней. Дополнительный наклон подсветки дает дополнительную модуляцию яркости при прохождении объемных областей под объективом. Хорошо сие или плохо - зависит от коврика, фактуры его поверхности. К слову, если снять картинки поверхности коврика Nova на этой, доработанной, мышке, то на фото не будет таких четких граней. И, скорее всего, дело не в фокусировке. Просто изменился угол зрения и четкие структуры коврика исчезли. На этой мышке коврик Nova и Defender выглядят почти одинаково. Впрочем, мышка хорошо ходит по обеим поверхностям. Увы, есть и явный недостаток - из-за того, что поверхность отражения наклонена относительно поверхности коврика, уменьшается общий уровнь освещенности и возникает необходимость увеличения тока лазера подсветки. Обычно он составляет цифру в районе восьми миллиампер. После доработки пришлось повысить ток до 12 миллиампер. Это уже многовато, но в пределах доступного.

    Если Вы дорабатывается обычную, серийную мышь, то хорошо бы несколько помочь схеме автоматического управления током лазера. В документации на датчик ADNS-6010 упоминается резистор Rbin с 13 вывода микросхемы. Обычно, его номинал 12.7 ком. Для того, чтобы подправить ток, надо уменьшить его номинал. Для моего случая хорошо-бы увеличить ток в 1.5 раза, что означает припаивание параллельно этому резистору еще одного с номиналом в 2 раза больше, т.е. 24-27-30KOm. И еще пара поверхностей - тканевая и лист алюминия. Довольно часто слышно рекомендации применять эти поверхности, они дают весьма неплохие результаты.

    Вначале на мышке с не модифицированной оптикой (W-Mouse 730). Ткань:

    Лист алюминия:

    И мышка после модификации оптического блока (W-Mouse 750).

    Лист алюминия:

    На поверхности с объемным рельефом модификация оптики приводит к большей заметности этого рельефа. А вот картинка с листа алюминия выглядит скорее хуже, но не столь существенно. Бесплатно ничего не бывает. Тронули оптику - получили проблемы с фокусировкой.

    Рекомендация - при повторении подобной доработки не увлекайтесь! Вряд ли стоит настолько сильно увеличивать угол блока подсветки, ведь высота срыва получается слишком малой и появляются неприятные проблемы с упихиванием в корпус и увеличением тока лазера.

    Есть и более простой способ уменьшить высоту срыва - поставить кнопку на дно мышки и при ее подъеме отключать, блокировать датчик. Средств воздействия много, вначале я пробовал отключать лазер, но контроллер в А4 умный и, если просто размыкать ток лазера, контроллер очень быстро это замечает и отключает мышь. Увы, отключает совсем, приходится перетыкать разъем USB, придется поступать не столь прямолинейно. Есть предложение при отключении лазера подсоединять вместо него пару кремниевых диодов, но это потребует установку дополнительных компонентов. Я поступил иначе - воздействовал на резистор Rbin (смотрите документацию на датчик ADNS-6010), при увеличении его номинала система авторегулирования пытается выставить такой ток. Если Rbin отсоединять или делать очень большим, то лазер фактически отключится, но это не вызовет каких-то проблем внутри системы регулирования.

    Саму "кнопку" я взял из дисковода 3.5" с датчика наличия дискеты. Усилие небольшое, но и его пришлось немного ослабить. Идея работала хорошо, высоту можно подобрать какую заблагорассудится, вот только пластмассовый штифт кнопки быстро стачивается.

    Является не самой важной составляющей всего компьютера в целом, но нет, без неё работа за ПК превращается в очень трудное, не приносящее удовольствие занятие. Мировые бренды A4Tech, Logitech, Defender ведут постоянную борьбу друг с другом за создание самой в мире. Вот почему на сегодняшний момент различные виды компьютерных мышей постоянно претерпевают изменения в лучшую сторону. Если постоянно следить за всеми новинками на рынке компьютерных мышей, и при этом покупать, хотя бы одну из последних моделей, можно попросту остаться без денег.

    Наверняка многие из вас помнят первые мыши, которые распознавали движения и координаты благодаря резиновому шарику внутри. Все старое всегда заменяется новым, вот почему на сегодняшний день о механических манипуляторах вспоминают все реже. пришла на замену механической, вобрав в себя все её лучшие качества. Впрочем, не прошло и нескольких лет, а в двери уже постучалась лазерная мышь, последняя разработка различных компаний, производящих устройства ввода.

    Главный выбор: лазерная мышь или оптическая?

    Пока ребята из A4Tech еще не придумали новый лучший принцип распознавания координат мышью, перед каждым пользователем компьютера, ноутбука или нетбука стоит выбор: лазерная мышь или оптическая. Вот почему необходимо разобраться с преимуществами и недостатками лазерной и оптической мыши, для того, чтобы в дальнейшем не испытывать никаких затруднений при использовании одного из представленных вариантов.

    Несомненно, компьютерная мышь, помимо того что водит курсором по экрану, обладает двумя важными особенностями - точностью и скоростью. Эти слова подтвердит любой профессиональный геймер. В гонке за точностью у механического манипулятора нет никаких шансов в борьбе с новыми устройствами ввода. Поэтому будь то или оптическая, они далеко ушли в гонке за точностью от механической мыши.

    Сам по себе принцип работы обоих видов мышей одинаков: сенсор снимает фото поверхности, а чип внутри мыши анализирует это фото и определяет координаты. При работе оптической, как впрочем, и лазерной мыши, поверхность снизу манипуляторав подсвечивается. Это делается для более качественного и точного снимка, который сделает специальный считывающий элемент, вот только в оптической мыши работают светодиоды, в то время как в лазерной непосредственно лазер. Кстати лазер лучше подсвечивает считываемую поверхность, вследствие чего качество изображения снимка лазером намного четче, чем у светодиода.Получается, что лазерная мышь точнее оптической, потому что лазер в несколько раз точнее светодиода и не искажает считываемую картинку. Это так называемое небольшое отличие лазерной мыши от оптической.

    Тем не менее, кроме точности в хорошем манипуляторе очень важны разрешение и скорость работы. Разрешение измеряется в единицах, которые называют dpi (по-русски - в точках на дюйм). Опять же, лазерная мышь обладает разрешением до двух тысяч, в то время как оптическая может похвастаться только тысячей двумястами точек на дюйм. По правде говоря, наиболее подходящим и удобным расширением для приятной работы с мышью считается восемьсот точек на дюйм, но компании-производители компьютерных манипуляторов просто используют эти показатели, как небольшой маркетинговый ход. При наличии желания, разрешение работы мыши можно отрегулировать в панели управления, и тогда вы собственноручно ощутите на себе все плюсы и минусы высокого разрешения манипулятора.

    Оптические мыши выпускаются в двух интерфейсах PS/2 и то время как лазерные только с интерфейсом USB. Технология USB является более узкопрофильной, и может быть меньше, чем у PS/2. Поэтому курсор будет передвигаться по экрану не так плавно.

    Теперь, когда вы более подробно ознакомились с устройствами ввода, попытайтесь определиться, лазерная мышь или оптическая подходит вам лучше, и обязательно при покупке попробуйте в использовании оба варианта.

    Геймерские девайсы – устройства с особыми характеристиками. Игровая мышь должна быть удобной при игре, с поддержкой для кисти, симметричной (для правшей и левшей), недорогой, желательно не беспроводной, а подключаться напрямую к компьютеру. Чувствительность лазера или оптического датчика – основная характеристика, от этого зависит плавность движения и скорость отклика.

    Что такое игровая мышь

    С развитием технологий стартовала продажа манипуляторов для геймеров. Игровые мышки для ПК отличаются высокой эргономичностью. У них есть горячие кнопки, запрограммированные под заданные команды. Для шутеров геймерские мышки оснащены мягким скроллом, отменной точностью сенсора, чтобы быстро переключаться между видами оружия, стрелять четко, без рывков и случайных промахов.

    Рейтинг

    Производители регулярно разрабатывают новинки, улучшая технические характеристики, совершенствуя интерфейс. Лучшие игровые мышки производят такие бренды:

    • Razer – специализируется на игровых периферийных устройствах;
    • Logitech – предлагает модели в разном ценовом сегменте;
    • A4-Tech – китайский производитель, основная продукция – игровые мышки для компьютера;
    • SteelSeries – датская компания, разрабатывающая геймерские манипуляторы;
    • Mad Catz – компания, предлагающая универсальные девайсы сложной конструкции.

    Лучшие игровые мыши

    Наличие манипулятора, который отличается эргономичностью и функциональностью, является обязательным при использовании не только стационарного компьютера, но и ноутбука. Геймеры мышкой управляют своими персонажами в шутерах, RPG, стратегиях. В спортивных симуляторах работать с ней в меню удобнее, хоть в киберпространстве она и не применяется.

    Профессиональные игровые мыши

    Геймерские компьютерные девайсы класса премиум стоят дорого. Правильно выбирать их по обзорам с фото, акциям, распродажам и скидкам, с бесплатной доставкой по почте, что немного уменьшит затраты:

    • название: Razer DeathAdder Chroma;
    • цена: 6 500 рублей;
    • характеристики: гарантия – 2 года, заявленный срок эксплуатации – 4 года, разрешение – 10 000 dpi, частота – 1 000 Гц, отзыв – 1 мс;
    • плюсы: длина шнура – 2,1 м;
    • минусы: высокая стоимость, немного клавиш.

    Тем, кто хочет иметь красивый, функциональный и долговечный манипулятор, стоит обратить внимание на эту модель:

    • название: Thermaltake Tt eSPORTS;
    • цена: 4 000 рублей;
    • характеристики: относительно большие габариты – 121х69х41 мм, лазерный сенсор AVAGO 9500;
    • плюсы: до 5 700 dpi – разрешение, частота – до 1 000 Гц, каждая кнопка рассчитана на 5 млн нажатий;
    • минусы: простое внешнее исполнение.

    Лазерная

    Благодаря более высокой чувствительности сенсора мыши этой категории считаются лучше оптических моделей:

    • название: Mad Catz M.M.O.TE Gaming Mouse;
    • цена: 7 000 рублей;
    • характеристики: светодиодные индикаторы режима и разрешения, защита от заломов провода, лазерный сенсор с разрешением до 8 200 dpi, 20 кнопок;
    • плюсы: подгоняется под индивидуальные особенности пользователя;
    • минусы: не обнаружено.

    К лучшим игровым мышкам для персональных компьютеров в этом сегменте можно отнести:

    • название: G. Skill Ripjaws MX780;
    • цена: до 6 000 рублей;
    • характеристики: бортовая память, 8 кнопок;
    • плюсы: регулируется по весу и высоте;
    • минусы: клавиши под большой палец могут быстрой выйти из строя.

    Оптическая

    Выбирая между лазерной и светодиодной игровой мышью, следует понимать, что первая стоит дороже, но отличается высокой чувствительностью:

    • название: DEFENDER Safari MM-675;
    • цена: 500 рублей;
    • характеристики: беспроводная, 6 клавиш, разрешение сенсора 1600 dpi;
    • плюсы: доступная цена при хорошем функционале;
    • минусы: подходит только для правшей.

    Качество сенсора определяет плавность передвижения курсора. Для больших мониторов рекомендуются модели с чувствительностью от 1000 dpi:

    • название: RAZER Naga 2014;
    • цена: 3200 рублей;
    • характеристики: проводная, 19 клавиш, стильный корпус;
    • плюсы: высокое разрешение сенсора – 8200 dpi, идеальна для игр;
    • минусы: не самая низкая стоимость.

    Беспроводная

    Эти USB-манипуляторы удобны в перемещении по рабочей поверхности:

    • название: A4Tech Bloody Warrior RT7;
    • цена: 2 200 рублей;
    • характеристики: 20 млн нажатий, чувствительность до 4 000 dpi;
    • плюсы: зарядка от microUSB;
    • минусы: для кого-то неприемлемым будет небольшое количество настраиваемых кнопок, маленькая емкость аккумулятора.

    Наблюдается у таких устройств незначительное замедление отклика по сравнению с проводной моделью. Эта беспроводная мышь для игр удобна и функциональна:

    • название: Logitech G900 Chaos Spectrum;
    • цена: 10 000 рублей;
    • характеристики: чувствительность датчика – 12 000 dpi, симметричность – подходит для левшей;
    • плюсы: зарядка через кабель с жесткой фиксацией, качественный материал;
    • минусы: высокая цена.

    С подсветкой

    Мышь для игр отличается от офисной версии ярким дизайном:

    • название: Zelotes 5500 DPI;
    • цена: до 30 долларов;
    • характеристики: по бокам выступы для фиксации кисти, подсветка колесика прокрутки, боковые панели разных цветов;
    • плюсы: дополнительные кнопки минимизируют использование клавиатуры, манипулятор поддерживает ОС Microsoft, Mac;
    • минусы: нет.

    Помимо необычной формы, рисунков, внешний вид дополняет подсветка. Еще одна примечательная модель в этой категории:

    • название: Qcyber Tur 2 GM-104:
    • цена: купить игровую мышь можно за 2 600 рублей;
    • характеристики: 10 кнопок;
    • плюсы: выбор и подстройка опорной площадки, лазерный датчик с чувствительностью в 5 600 dpi;
    • минусы: плавно скользит не на всех поверхностях.

    Многокнопочная

    Такие мыши пользуются не меньшей популярностью у юзеров, даже их не самая дешевая стоимость не снижает спрос на девайс. Например, эта модель:

    • название: SteelSeris Rival 500;
    • цена: 6 000 рублей;
    • характеристики: чувствительность – до 16 000 dpi, 14 программируемых клавиш, фирменное ПО;
    • плюсы: удобная эргономика;
    • минусы: нет бортовой памяти.
    • название: Razer Naga Hex V2;
    • цена: 6 000 рублей;
    • характеристики: 7-кнопочная панель под большой палец, лазерный сенсор на 16 000 dpi;
    • плюсы: настраивая подсветка;
    • минусы: нужно привыкнуть пользоваться колесом кнопок.

    Дешевая игровая мышь

    Бюджетные версии геймерских девайсов – модели для повседневного использования офисных программ, но с повышенной чувствительностью датчика движения.

    • название: Corsair Harpoo;
    • цена: до 3 000 рублей;
    • характеристики: 6 программируемых клавиш;
    • плюсы: средний размер, оптимальный для большинства геймеров, настраиваемая подсветка;
    • минусы: нет.

    Среди ТОП-манипуляторов, которые дешево заказать предлагает интернет-магазин в Санкт-Петербурге, Москве, встречается эта модель:

    • название: Logitech G102 Prodigy Gaming Mouse;
    • цена: до 3 000 рублей;
    • характеристики: чувствительность сенсора – до 6 000 dpi, средний размер, вес;
    • плюсы: настройки программируются в самой мышке, при подключении к другому ПК они не слетают;
    • минусы: громкие кнопки.

    Как выбрать игровую мышь

    Важный критерий выбора – эргономика. На рынке представлены модели разных размеров, форм. Объясняется это тем, что возраст среднестатистического геймера меняется с каждым годом. Половина юзеров полностью обхватывает манипулятор. Вторая – использует «когтевой» хват. Пробуйте держать мышь разными способами, важно, чтобы кисть не начала болеть спустя время. Обратите внимание на симметричность модели, наличие съемных боковых панелей.

    Видео

    В этой статье мы рассмотрим принципы работы сенсоров оптических мышей, прольем свет на историю их технологического развития, а также развенчаем некоторые мифы, связанные с оптическими «грызунами».

    Кто тебя выдумал…

    Привычные для нас сегодня оптические мыши ведут свою родословную с 1999 года, когда в массовой продаже появились первые экземпляры таких манипуляторов от Microsoft, а через некоторое время и от других производителей. До появления этих мышей, да и еще долго после этого, большинство массовых компьютерных «грызунов» были оптомеханическими (перемещения манипулятора отслеживались оптической системой, связанной с механической частью - двумя роликами, отвечавшими за отслеживание перемещения мыши вдоль осей × и Y; эти ролики, в свою очередь, вращались от шарика, перекатывающегося при перемещении мыши пользователем). Хотя встречались и чисто оптические модели мышей, требовавшие для своей работы специального коврика. Впрочем, такие устройства встречались не часто, да и сама идея развития подобных манипуляторов постепенно сошла на нет.

    «Вид» знакомых нам нынче массовых оптических мышек, базирующихся на общих принципах работы, был «выведен» в исследовательских лабораториях всемирно известной корпорации Hewlett-Packard. Точнее, в ее подразделении Agilent Technologies, которое только сравнительно недавно полностью выделилось в структуре корпорации НР в отдельную компанию. На сегодняшний день Agilent Technologies, Inc. - монополист на рынке оптических сенсоров для мышей, никакие другие компании такие сенсоры не разрабатывают, кто бы и что не говорил вам об эксклюзивных технологиях IntelliEye или MX Optical Engine . Впрочем, предприимчивые китайцы уже научились «клонировать» сенсоры Agilent Technologies, поэтому, покупая недорогую оптическую мышь, вы вполне можете стать владельцем «левого» сенсора.

    Откуда берутся видимые отличия в работе манипуляторов, мы выясним чуть позднее, а пока позвольте приступить к рассмотрению базовых принципов работы оптических мышей, точнее их систем слежения за перемещением.

    Как «видят» компьютерные мыши

    В этом разделе мы изучим базовые принципы работы оптических систем слежения за перемещением, которые используются в современных манипуляторах типа мышь.

    Итак, «зрение» оптическая компьютерная мышь получает благодаря следующему процессу. С помощью светодиода, и системы фокусирующих его свет линз, под мышью подсвечивается участок поверхности. Отраженный от этой поверхности свет, в свою очередь, собирается другой линзой и попадает на приемный сенсор микросхемы - процессора обработки изображений. Этот чип, в свою очередь, делает снимки поверхности под мышью с высокой частотой (кГц). Причем микросхема (назовем ее оптический сенсор) не только делает снимки, но сама же их и обрабатывает, так как содержит две ключевых части: систему получения изображения Image Acquisition System (IAS) и интегрированный DSP процессор обработки снимков.

    На основании анализа череды последовательных снимков (представляющих собой квадратную матрицу из пикселей разной яркости), интегрированный DSP процессор высчитывает результирующие показатели, свидетельствующие о направлении перемещения мыши вдоль осей × и Y, и передает результаты своей работы вовне по последовательному порту.

    Если мы посмотрим на блок-схему одного из оптических сенсоров, то увидим, что микросхема состоит из нескольких блоков, а именно:

    • основной блок, это, конечно же, Image Processor - процессор обработки изображений (DSP) со встроенным приемником светового сигнала (IAS);
    • Voltage Regulator And Power Control - блок регулировки вольтажа и контроля энергопотребления (в этот блок подается питание и к нему же подсоединен дополнительный внешний фильтр напряжения);
    • Oscillator - на этот блок чипа подается внешний сигнал с задающего кварцевого генератора, частота входящего сигнала порядка пары десятков МГц;
    • Led Cоntrоl - это блок управления светодиодом, с помощью которого подсвечивается поверхность под мышью;
    • Serial Port - блок передающий данные о направлении перемещения мыши вовне микросхемы.

    Некоторые детали работы микросхемы оптического сенсора мы рассмотрим чуть далее, когда доберемся к самому совершенному из современных сенсоров, а пока вернемся к базовым принципам работы оптических систем слежения за перемещением манипуляторов.

    Нужно уточнить, что информацию о перемещении мыши микросхема оптического сенсора передает через Serial Port не напрямую в компьютер. Данные поступают к еще одной микросхеме-контроллеру, установленной в мыши. Эта вторая «главная» микросхема в устройстве отвечает за реакцию на нажатие кнопок мыши, вращение колеса прокрутки и т.д. Данный чип, в том числе, уже непосредственно передает в ПК информацию о направлении перемещения мыши, конвертируя данные, поступающие с оптического сенсора, в передаваемые по интерфейсам PS/2 или USB сигналы. А уже компьютер, используя драйвер мыши, на основании поступившей по этим интерфейсам информации, перемещает курсор-указатель по экрану монитора.

    Именно по причине наличия этой «второй» микросхемы-контроллера, точнее благодаря разным типам таких микросхем, довольно заметно отличались между собой уже первые модели оптических мышей. Если о дорогих устройствах от Microsoft и Logitech слишком плохо отозваться я не могу (хотя и они не были вовсе «безгрешны»), то масса появившихся вслед за ними недорогих манипуляторов вела себя не вполне адекватно. При движении этих мышей по обычным коврикам курсоры на экране совершали странные кульбиты, скакали чуть ли не на пол Рабочего стола, а иногда… иногда они даже отправлялись в самостоятельное путешествие по экрану, когда пользователь совершенно не трогал мышь. Доходило и до того, что мышь могла запросто выводить компьютер из режима ожидания, ошибочно регистрируя перемещение, когда манипулятор на самом деле никто не трогал.

    Кстати, если вы до сих пор боретесь с подобной проблемой, то она решается одним махом вот так: выбираем Мой Компьютер > Свойства > Оборудование > Диспетчер устройств > выбираем установленную мышь > заходим в ее «Свойства» > в появившемся окне переходим на закладку «Управление электропитанием» и снимаем галочку с пункта «Разрешить устройству вывод компьютера из ждущего режима» (рис. 4). После этого мышь уже не сможет вывести компьютер из режима ожидания ни под каким предлогом, даже если вы будете пинать ее ногами:)

    Итак, причина столь разительного отличия в поведении оптических мышей была вовсе не в «плохих» или «хороших» установленных сенсорах, как до сих пор думают многие. Не верьте, это не более чем бытующий миф. Или фантастика, если вам так больше нравится:) В ведущие себя совершенно по-разному мыши часто устанавливались совершенно одинаковые микросхемы оптических сенсоров (благо, моделей этих чипов было не так уж много, как мы увидим далее). Однако вот, благодаря несовершенным чипам контроллеров, устанавливаемых в оптические мыши, мы имели возможность сильно поругать первые поколения оптических грызунов.

    Однако, мы несколько отвлеклись от темы. Возвращаемся. В целом система оптического слежения мышей, помимо микросхемы-сенсора, включает еще несколько базовых элементов. Конструкция включает держатель (Clip) в который устанавливаются светодиод (LED) и непосредственно сама микросхема сенсора (Sensor). Эта система элементов крепится на печатную плату (PCB), между которой и нижней поверхностью мыши (Base Plate) закрепляется пластиковый элемент (Lens), содержащий две линзы (о назначении которых было написано выше).

    В собранном виде оптический элемент слежения выглядит как показано выше. Схема работы оптики этой системы представлена ниже.

    Оптимальное расстояние от элемента Lens до отражающей поверхности под мышью должно попадать в диапазон от 2.3 до 2.5 мм. Это рекомендации производителя сенсоров. Вот вам и первая причина, почему оптические мыши плохо себя чувствуют «ползая» по оргстеклу на столе, всевозможным «полупрозрачным» коврикам и т. п. И не стоит клеить на оптические мыши «толстые» ножки, когда отваливаются или стираются старые. Мышь из-за чрезмерного «возвышения» над поверхностью может впадать в состояние ступора, когда «расшевелить» курсор после пребывания мыши в состоянии покоя становится довольно проблематично. Это не теоретические измышления, это личный опыт:)

    Кстати, о проблеме долговечности оптических мышей. Помниться, некоторые их производители утверждали что, дескать «они будут служить вечно». Да надежность оптической системы слежения высока, она не идет ни в какое сравнение с оптомеханической. В то же время в оптических мышах остается много чисто механических элементов, подверженных износу точно так же, как и при господстве старой доброй «оптомеханики». Например, у моей старой оптической мыши стерлись и поотваливались ножки, сломалось колесо прокрутки (дважды, в последний раз безвозвратно:(), перетерся провод в соединительном кабеле, с манипулятора слезло покрытие корпуса… зато вот оптический сенсор нормально работает, как ни в чем не бывало. Исходя из этого, мы смело можем констатировать, что слухи о якобы впечатляющей долговечности оптических мышей не нашли своего подтверждения на практике. Да и зачем, скажите на милость, оптическим мышам «жить» слишком долго? Ведь на рынке постоянно появляются новые, более совершенные модели, созданные на новой элементной базе. Они заведомо совершеннее и удобнее в использовании. Прогресс, знаете ли, штука непрерывная. Каким он был в области эволюции интересующих нас оптических сенсоров, давайте сейчас и посмотрим.

    Из истории мышиного зрения

    Инженеры-разработчики компании Agilent Technologies, Inc. не зря едят свой хлеб. За пять лет оптические сенсоры этой компании претерпели существенные технологические усовершенствования и последние их модели обладают весьма впечатляющими характеристиками.

    Но давайте обо всем по порядку. Первыми массово выпускаемыми оптическими сенсорами стали микросхемы HDNS-2000 (рис. 8). Эти сенсоры имели разрешение 400 cpi (counts per inch), то бишь точек (пикселей) на дюйм, и были рассчитаны на максимальную скорость перемещения мыши в 12 дюймов/с (около 30 см/с) при частоте осуществления снимков оптическим сенсором в 1500 кадров за секунду. Допустимое (с сохранением стабильной работы сенсора) ускорение при перемещении мыши «в рывке» для чипа HDNS-2000 - не более 0.15 g (примерно 1.5 м/с 2).

    Затем на рынке появились микросхемы оптических сенсоров ADNS-2610 и ADNS-2620 . Оптический сенсор ADNS-2620 уже поддерживал программируемую частоту «съемки» поверхности под мышью, с частотой в 1500 либо 2300 снимков/с. Каждый снимок делался с разрешением 18х18 пикселей. Для сенсора максимальная рабочая скорость перемещения по прежнему была ограничена 12 дюймами в секунду, зато ограничение по допустимому ускорению возросло до 0.25 g, при частоте «фотографирования» поверхности в 1500 кадров/с. Данный чип (ADNS-2620) также имел всего 8 ножек, что позволило существенно сократить его размеры по сравнению с микросхемой ADNS-2610 (16 контактов), внешне похожей на HDNS-2000. В Agilent Technologies, Inc. задались целью «минимизировать» свои микросхемы, желая сделать последние компактнее, экономнее в энергопотреблении, а потому и удобнее для установки в «мобильные» и беспроводные манипуляторы.

    Микросхема ADNS-2610 хотя и являлась «большим» аналогом 2620-й, но была лишена поддержки «продвинутого» режима 2300 снимков/с. Кроме того, этот вариант требовал 5В питания, тогда как чип ADNS-2620 обходился всего 3.3 В.

    Вышедший вскоре чип ADNS-2051 представлял собой гораздо более мощное решение, чем микросхемы HDNS-2000 или ADNS-2610, хотя внешне (упаковкой) был также на них похож. Этот сенсор уже позволял программируемо управлять «разрешением» оптического датчика, изменяя таковое с 400 до 800 сpi. Вариант микросхемы также допускал регулировку частоты снимков поверхности, причем позволял менять ее в очень широком диапазоне: 500, 1000,1500, 2000 или 2300 снимков/с. А вот величина этих самых снимков составляла всего 16х16 пикселей. При 1500 снимках/с предельно допустимое ускорение мыши при «рывке» составляло по прежнему 0.15 g, максимально возможная скорость перемещения - 14 дюймов/с (т. е. 35.5 см/с). Данный чип был рассчитан на напряжение питания 5 В.

    Сенсор ADNS-2030 разрабатывался для беспроводных устройств, а потому имел малое энергопотребление, требуя всего 3.3 В питания. Чип также поддерживал энергосберегающие функции, например функцию снижения потребления энергии при нахождении мыши в состоянии покоя (power conservation mode during times of no movement), переход в режим «сна», в том числе при подключении мыши по USB интерфейсу, и т.д.. Мышь, впрочем, могла работать и не в энергосберегающем режиме: значение «1» в бите Sleep одного из регистров чипа заставляло сенсор «всегда бодрствовать», а значение по умолчанию «0» соответствовало режиму работы микросхемы, когда по прошествии одной секунды, если мышь не перемещалась (точнее после получения 1500 совершенно одинаковых снимков поверхности) сенсор, напару с мышью, переходил в режим энергосбережения. Что касается остальных ключевых характеристик сенсора, то они не отличались от таковых у ADNS-2051: тот же 16-и контактный корпус, скорость перемещения до 14 дюймов/с при максимальном ускорении 0.15 g, программируемое разрешение 400 и 800 cpi соответственно, частоты осуществления снимков могли быть точно такими же, как и у вышерассмотренного варианта микросхемы.

    Такими были первые оптические сенсоры. К сожалению, им были свойственны недостатки. Большой проблемой, возникающей при передвижением оптической мыши по поверхностям, особенно с повторяющимся мелким рисунком, являлось то, что процессор обработки изображений порой путал отдельные похожие участки монохромного изображения, получаемые сенсором и неверно определял направление перемещения мыши.

    В итоге и курсор на экране перемещался не так, как требовалось. Указатель на экране даже становился способен на экспромт:) - на непредсказуемые перемещения в произвольном направлении. Кроме того, легко догадаться, что при слишком быстром перемещении мыши сенсор мог вообще утратить всякую «связь» между несколькими последующими снимками поверхности. Что порождало еще одну проблему: курсор при слишком резком перемещении мыши либо дергался на одном месте, либо происходили вообще «сверхъестественные»:) явления, например, с быстрым вращением окружающего мира в игрушках. Было совершенно ясно, что для человеческой руки ограничений в 12-14 дюймов/с по предельной скорости перемещения мыши явно мало. Также не вызывало сомнений, что 0.24 с (почти четверть секунды), отведенные для разгона мыши от 0 до 35.5 см/с (14 дюймов/с - предельная скорость) это очень большой промежуток времени, человек способен двигать кистью значительно быстрее. И потому при резких движениях мыши в динамичных игровых приложениях с оптическим манипулятором может придтись несладко…

    Понимали это и в Agilent Technologies. Разработчики осознавали, что характеристики сенсоров надо кардинально улучшать. В своих изысканиях они придерживались простой, но правильной аксиомы: чем больше снимков в секунду сделает сенсор, тем меньше вероятность того, что он потеряет «след» перемещения мыши во время совершения пользователем компьютера резких телодвижений:)

    Хотя, как мы видим из вышеизложенного, оптические сенсоры и развивались, постоянно выпускались новые решения, однако развитие в этой области можно смело назвать «очень постепенным». По большому счету, кардинальных изменений в свойствах сенсоров так и не происходило. Но техническому прогрессу в любой области порой свойственны резкие скачки. Случился такой «прорыв» и в области создания оптических сенсоров для мышей. Появление оптического сенсора ADNS-3060 можно считать действительно революционным!

    Лучший из

    Оптический сенсор ADNS-3060 , по сравнению со своими «предками», обладает поистине впечатляющим набором характеристик. Использование этой микросхемы, упакованной в корпус с 20-ю контактами, обеспечивает оптическим мышам невиданные ранее возможности. Допустимая максимальная скорость перемещения манипулятора выросла до 40 дюймов/с (то есть почти в 3 раза!), т.е. достигла «знаковой» скорости в 1 м/с. Это уже очень хорошо - вряд ли хоть один пользователь двигает мышь с превышающей данное ограничение скоростью столь часто, чтобы постоянно чувствовать дискомфорт от использования оптического манипулятора, в том числе это касается и игровых приложений. Допустимое же ускорение выросло, страшно сказать, во сто раз (!), и достигло величины 15 g (почти 150 м/с 2). Теперь на разгон мыши с 0 до предельных 1 м/с пользователю отводится 7 сотых секунды - думаю, теперь очень немногие сумеют превзойти это ограничение, да и то, вероятно, в мечтах:) Программируемая скорость осуществления снимков поверхности оптическим сенсором у новой модели чипа превышает 6400 кадров/с, т.е. «бьет» предыдущий «рекорд» почти в три раза. Причем чип ADNS-3060 может сам осуществлять подстройку частоты следования снимков для достижения наиболее оптимальных параметров работы, в зависимости от поверхности, над которой перемещается мышь. «Разрешение» оптического сенсора по прежнему может составлять 400 или 800 cpi. Давайте на примере микросхемы ADNS-3060 рассмотрим общие принципы работы именно чипов оптических сенсоров.

    Общая схема анализа перемещений мыши не изменилась по сравнению с более ранними моделями - полученные блоком IAS сенсора микроснимки поверхности под мышью обрабатываются затем интегрированным в этой же микросхеме DSP (процессором), который определяет направление и дистанцию перемещения манипулятора. DSP вычисляет относительные величины смещения по координатам × и Y, относительно исходной позиции мыши. Затем внешняя микросхема контролера мыши (для чего он нужен, мы говорили ранее) считывает информацию о перемещении манипулятора с последовательного порта микросхемы оптического сенсора. Затем уже этот внешний контроллер транслирует полученные данные о направлении и скорости перемещения мыши в передаваемые по стандартным интерфейсам PS/2 или USB сигналы, которые уже от него поступают к компьютеру.

    Но вникнем чуть глубже в особенности работы сенсора. Блок-схема чипа ADNS-3060 представлена выше. Как видим, принципиально его структура не изменилась, по сравнению с далекими «предками». 3.3 В питание к сенсору поступает через блок Voltage Regulator And Power Control, на этот же блок возложена функции фильтрации напряжения, для чего используется подключение к внешнему конденсатору. Поступающий с внешнего кварцевого резонатора в блок Oscillator сигнал(номинальная частота которого 24 МГц, для предыдущих моделей микросхем использовались более низкочастотные задающие генераторы) служит для синхронизации всех вычислительных процессов, протекающих внутри микросхемы оптического сенсора. Например, частота снимков оптического сенсора привязана к частоте этого внешнего генератора (кстати, на последний наложены не весьма жесткие ограничения по допустимым отклонениям от номинальной частоты - до +/- 1 МГц). В зависимости от значения, занесенного по определенному адресу (регистру) памяти чипа, возможны следующие рабочие частоты осуществления снимков сенсором ADNS-3060.

    Значение регистра, шестнадцатеричное Десятичное значение Частота снимков сенсора, кадров/с
    OE7E 3710 6469
    12C0 4800 5000
    1F40 8000 3000
    2EE0 12000 2000
    3E80 16000 1500
    BB80 48000 500

    Как нетрудно догадаться, исходя из данных в таблице, определение частоты снимков сенсора осуществляется по простой формуле: Частота кадров = (Задающая частота генератора (24 МГц)/Значение регистра отвечающего за частоту кадров).

    Осуществляемые сенсором ADNS-3060 снимки поверхности (кадры) имеют разрешение 30х30 и представляют собой все ту же матрицу пикселей, цвет каждого из которых закодирован 8-ю битами, т.е. одним байтом (соответствует 256 градациям серого для каждого пикселя). Таким образом, каждый поступающий в DSP процессор кадр (фрейм) представляет собой последовательность из 900 байт данных. Но «хитрый» процессор не обрабатывает эти 900 байт кадра сразу по поступлении, он ждет, пока в соответствующем буфере (памяти) накопится 1536 байт сведений о пикселях (то есть добавится информация еще о 2/3 последующего кадра). И только после этого чип приступает к анализу информации о перемещении манипулятора, путем сравнения изменений в последовательных снимках поверхности.

    С разрешением 400 или 800 пикселей на дюйм их осуществлять, указывается в бите RES регистров памяти микроконтроллера. Нулевое значение этого бита соответствует 400 cpi, а логическая единица в RES переводит сенсор в режим 800 cpi.

    После того как интегрированный DSP процессор обработает данные снимков, он вычисляет относительные значения смещения манипулятора вдоль осей × и Y, занося конкретные данные об этом в память микросхемы ADNS-3060. В свою очередь микросхема внешнего контроллера (мыши) через Serial Port может «черпать» эти сведения из памяти оптического сенсора с частой примерно раз в миллисекунду. Заметьте, только внешний микроконтроллер может инициализировать передачу таких данных, сам оптический сенсор никогда не инициирует такую передачу. Поэтому вопрос оперативности (частоты) слежения за перемещением мыши во многом лежит на «плечах» микросхемы внешнего контроллера. Данные от оптического сенсора передаются пакетами по 56 бит.

    Ну а блок Led Cотtrоl, которым оборудован сенсор, ответственен за управление диодом подсветки - путем изменения значения бита 6 (LED_MODE) по адресу 0x0a микропроцессор оптосенсора может переводить светодиод в два режима работы: логический «0» соответствует состоянию «диод всегда включен», логическая «1» переводит диод в режим «включен только при необходимости». Это важно, скажем, при работе беспроводных мышей, так как позволяет экономить заряд их автономных источников питания. Кроме того, сам диод может иметь несколько режимов яркости свечения.

    На этом, собственно, все с базовыми принципами работы оптического сенсора. Что еще можно добавить? Рекомендуемая рабочая температура микросхемы ADNS-3060, впрочем как и всех остальных чипов этого рода, - от 0 0С до +40 0С. Хотя сохранение рабочих свойств своих чипов Agilent Technologies гарантирует в диапазоне температур от -40 до +85 °С.

    Лазерное будущее?

    Недавно сеть наполнили хвалебные статьи о мыши Logitech MX1000 Laser Cordless Mouse, в которой для подсветки поверхности под мышью использовался инфракрасный лазер. Обещалась чуть ли не революция в сфере оптических мышей. Увы, лично попользовавшись этой мышью, я убедился, что революции не произошло. Но речь не об этом.

    Я не разбирал мышь Logitech MX1000 (не имел возможности), но уверен, что за «новой революционной лазерной технологией» стоит наш старый знакомый - сенсор ADNS-3060. Ибо, по имеющимся у меня сведениям, характеристики сенсора этой мыши ничем не отличаются от таковых у, скажем, модели Logitech МХ510 . Вся «шумиха» возникла вокруг утверждения на сайте компании Logitech о том, что с помощью лазерной системы оптического слежения выявляется в двадцать раз (!) больше деталей, чем с помощью светодиодной технологии. На этой почве даже некоторые уважаемые сайты опубликовали фотографии неких поверхностей, дескать, как видят их обычные светодиодные и лазерные мыши:)

    Конечно, эти фото (и на том спасибо) были не теми разноцветными яркими цветочками, с помощью которых нас пыталась убедить на сайте Logitech в превосходстве лазерной подсветки системы оптического слежения. Нет, конечно же, оптические мыши не стали «видеть» ничего подобного на приведенные цветные фотографии с разной степенью детализации - сенсоры по-прежнему «фотографируют» не более чем квадратную матрицу серых пикселей, отличающихся между собой лишь разной яркостью (обработка информации о расширенной цветовой палитре пикселей непомерным грузом легла бы на DSP).

    Давайте прикинем, для получения в 20 раз более детализированной картинки, нужно, извините за тавтологию, в двадцать раз больше деталей, передать которые могут только дополнительные пиксели изображения, и ни что иное. Известно, что Logitech MX 1000 Laser Cordless Mouse делает снимки 30х30 пикселей и имеет предельное разрешение 800 cpi. Следовательно, ни о каком двадцатикратном росте детализации снимков речи быть не может. Где же собака порылась:), и не являются ли подобные утверждения вообще голословными? Давайте попробуем разобраться, что послужило причиной появления подобного рода информации.

    Как известно, лазер излучает узконаправленный (с малым расхождением) пучок света. Следовательно, освещенность поверхности под мышью при применении лазера гораздо лучше, чем при использовании светодиода. Лазер, работающий в инфракрасном диапазоне, был выбран, вероятно, чтобы не слепить глаза возможным все-таки отражением света из-под мыши в видимом спектре. То, что оптический сенсор нормально работает в инфракрасном диапазоне не должно удивлять - от красного диапазона спектра, в котором работает большинство светодиодных оптических мышей, до инфракрасного -«рукой подать», и вряд ли для сенсора переход на новый оптический диапазон был труден. Например, в манипуляторе Logitech MediaPlay используется светодиод, однако также дающий инфракрасную подсветку. Нынешние сенсоры без проблем работают даже с голубым светом (существуют манипуляторы и с такой подсветкой), так что спектр области освещения - для сенсоров не проблема. Так вот, благодаря более сильной освещенности поверхности под мышью, мы вправе предположить, что разница между местами, поглощающими излучение (темными) и отражающими лучи (светлыми) будет более значительной, чем при использовании обычного светодиода - т.е. изображение будет более контрастными.

    И действительно, если мы посмотрим на реальные снимки поверхности, сделанные обычной светодиодной оптической системой, и системой с использованием лазера, то увидим, что «лазерный» вариант куда более контрастен - отличия между темными и яркими участками снимка более значительны. Безусловно, это может существенно облегчить работу оптическому сенсору и, возможно, будущее именно за мышами с лазерной системой подсветки. Но назвать подобные «лазерные» снимки в двадцать раз более детализированными вряд ли можно. Так что это еще один «новорожденный» миф.

    Какими будут оптические сенсоры ближайшего будущего? Сказать трудно. Вероятно, они перейдут таки на лазерную подсветку, а в Сети уже ходят слухи о разрабатываемом сенсоре с «разрешением» 1600 cpi. Нам остается только ждать.